Home / Новости космоса / Тройной вагон, бак и сплав. Что создали специально для новой ракеты «Союз-5»

Тройной вагон, бак и сплав. Что создали специально для новой ракеты «Союз-5»

Директор РКЦ «Прогресс» Дмитрий Баранов рассказал о степени готовности ракеты «Союз-5»

«Союз-5»

«Роскосмос» Первая ступень новой ракеты-носителя «Союз-5» длиннее любого железнодорожного вагона, поэтому для ее перевозки создается сцеп из трех штук, рассказал в интервью «globalnew.ru» директор РКЦ «Прогресс» (входит в госкорпорацию «Роскосмос») Дмитрий Баранов. Он также объяснил, зачем для бака горючего использовали сплав 1580 и почему «Союз-5» будут запускать со стартового стола, с которого раньше отправляли в космос украинские «Зениты».

— Ранее вы сообщали, что все работы по производству PH «Союз-5» идут по графику. Что сделано на данный момент? Что будет сделано в ближайшее время?

— В начале июня текущего года специалистами АО «ЦНИИмаш» и АО «РКЦ «Прогресс» (входят в госкорпорацию «Роскосмос») успешно проведены статические испытания опытных образов бака горючего первой ступени стендового блока перспективной ракеты-носителя «Союз-5». По результатам испытаний подтверждена статическая прочность нижней части бака горючего с силовым кольцом стендового блока первой ступени РН «Союз-5», предназначенного для проведения холодных и огневых испытаний.

В настоящее время на производственной площадке РКЦ «Прогресс» смонтированы три установки сварки трением с перемешиванием. Первая из установок принята в эксплуатацию, на установке уже сварено более 20 обечаек

(трехслойные конструкции с алюминиевым заполнителем и обшивками из углепластика, нужные для защиты полезного груза на атмосферном участке полета и в условиях наземной эксплуатации — «globalnew.ru») из сплава 1580 для проведения наземной экспериментальной отработки и испытаний РН «Союз-5». К концу 2022 года планируется изготовить более 30 обечаек (ранее «globalnew.ru» рассказывала, что установки для сварки перемешиванием созданы и установлены на РКЦ «Прогресс» чебоксарским предприятием «Сеспель». Оборудование обеспечивает сварку плит толщиной порядка 30 мм. Применение этого технологического процесса обеспечит сварку необходимых толщин за один проход, с высоким качеством и характеристиками и повысит прочность баков новой РН).

— Как вы сказали выше, материал, из которого будут изготавливаться баки ракеты-носителя «Союз-5», — алюминиевый сплав 1580. Он также применяется впервые. Чем он хорош?

— По сравнению со сплавом, используемым при производстве РН «Союз-2», у него повышенные механические характеристики в сочетании с приемлемой стоимостью. Сплав 1580 позволит обеспечить прирост массы выводимой полезной нагрузки на орбиту до нескольких сотен килограмм.

— Ранее также сообщалось, что впервые на новой ракете будет использоваться бесплатформенный инерциальный блок с чувствительными элементами на малогабаритных и легких волоконно-оптических гироскопах. Объясните, пожалуйста, что это такое, для чего нужно и чем лучше предыдущего блока?

— Действительно, бесплатформенный инерциальный блок (БИБ) впервые применен на ракете-носителе российской разработки. Инновационность прибора БИБ заключается в том, что он построен на волоконно-оптических гироскопах (гироскоп — устройство, способное реагировать на изменение углов ориентации тела, на котором оно установлено, относительно инерциальной системы отсчета — «globalnew.ru»).

Баранов Дмитрий Александрович

Пресс-служба АО «РКЦ «Прогресс»

Волоконно-оптический гироскоп – это оптико-электронный прибор для изменения абсолютной относительно инерциального пространства угловой скорости. Прибор БИБ выполняет построение на борту ракеты-носителя в точке старта требуемой системы координат и сохранение положения стартовой системы координат в инерциальном пространстве все время полета. Также БИБ определяет положение ракеты-носителя относительно этой системы координат и выдает в систему управления информацию об углах поворота ракеты, а именно углах тангажа, рыскания и вращения (это необходимая информация о полете ракеты, так как любое движение неправильном направлении может привести к отклонению от курса — «globalnew.ru»).

Преимущества БИБ по сравнению с ранее применявшимся комплексом командных приборов заключаются в малых габаритах и массе, небольшом потреблении энергии и отсутствии подвижных механических элементов, сложных в изготовлении.

— Действительно ли «Союз-5» будет запущена со стартового стола, который ранее использовался для пусков украинских «Зенитов»?

— Да, ракета-носитель «Союз-5» проектируется с учетом требований по ее запуску со стартового стола, который ранее использовался для пусков ракета-носителей «Зенит». Этот стартовый стол подразумевает прием, установку и пуск с него ракеты-носителя в автоматизированном режиме, без проведения ручных операций. Это, в свою очередь, накладывает ограничения на количество связей ракеты с наземным оборудованием.

Данный подход существенно сокращает количество связей «земля-борт», что предполагает отказ от релейных связей, и, как следствие, облегчение бортовой кабельной сети, уменьшение количества приемо-передающей преобразующей бортовой аппаратуры.

— Мы знаем, что на «Союзе-5» будет применяться система аварийной защиты двигателей. Готова ли уже эта защита? Испытана ли она? Где будут проведены эти испытания?

— В настоящий момент мы завершаем проектирование системы аварийной защиты двигателей РД171МВ, РД0124МС. Дочернее предприятие АО «РКЦ «Прогресс» — АО «НПО автоматики» (Екатеринбург) приступает к изготовлению опытных образцов и проведению автономных испытаний приборов.

Для отработки системы конструкторами запланированы два вида испытаний. Один вид будет проведен при огневых испытания двигателя РД0171МВ в АО «НПО Энергомаш» и двигателя РД0124МС в АО «Конструкторское бюро химавтоматики».

Другой — при огневых стендовых испытаниях блока Ӏ и ӀӀ ступени РН «Союз-5» в Научно-испытательном центре ракетно-космической промышленности.

— Как нам известно, такая схема защиты двигателей будет применяться впервые. На каких этапах полета ракеты-носителя она будет использоваться?

— Действительно, система аварийной защиты двигателей (САЗ Д) РД171МВ, РД0124МС будет применяться впервые.

По сути, она будет состоять из трех вычислительных машин (одна на Ӏ ступени и две на ӀӀ ступени), которые будут работать по сложным алгоритмам, созданными организациями-разработчиками двигателей.

Система будет функционировать на протяжении всей работы двигателя и контролировать работу двигателей на протяжении всего полета ракеты-носителя.

— Когда PH «Союз-5» планируют направить на Байконур и на каком транспорте?

— В эскизном проекте проработаны варианты железнодорожной транспортировки ракеты на космодром. Главная особенность комплекта железнодорожного оборудования – сцеп из трех вагонов с заниженной посадкой. Последнее обусловлено габаритами ракеты. По этой же причине

она будет перевозиться не в контейнерах, а на специальных агрегатах в защитных чехлах.

Первая ступень РН «Союз-5» длиннее любого железнодорожного вагона, поэтому и используется сцеп. Его изготавливает АО «Центральное конструкторское бюро транспортного машиностроения». Транспортирование РН «Союз-5» железнодорожным транспортом возможно осуществить одним эшелоном.

Источник

About Admin

Check Also

«РОСС необходима для национальной безопасности нашей страны»

Эксперт Андрей Ионин рассказал, какие задачи будет решать национальная орбитальная станция «Роскосмос» Россия уже давно …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.