Home / Новости науки / Между нами тает лед. В США придумали, как потеснить Россию на Севморпути

Между нами тает лед. В США придумали, как потеснить Россию на Севморпути

  • Климат открывает дорогу
  • Нет льда — нет законов
  • Лед, да не тот
  • Минус одна Гренландия

Атомный ледокол Арктика в порту Мурманска - РИА Новости, 1920, 21.06.2022© РИА Новости / Павел ЛьвовПерейти в фотобанк

Россия может лишиться контроля над Северным морским путем, если лед в Арктике растает, утверждают американские климатологи и юристы. В обоснованности их прогнозов разбиралось РИА Новости.

Климат открывает дорогу

Если глобальное потепление не удастся сдержать на 1,5 градуса в следующие 43 года, то к 2065-му в освободившейся ото льда Арктике могут появиться новые торговые маршруты. По мнению американских ученых, это способно ослабить контроль России над регионом.

Авторы исследования — климатологи из Университета Брауна (штат Род-Айленд) и правовед из Школы права Университета штата Мэн — отмечают, что арктические торговые маршруты на 30-50 процентов короче, чем через Суэцкий и Панамский каналы. Время транзита сократится примерно на 14-20 дней, судоходные компании не только сэкономят деньги, но примерно на 24 процента уменьшат выбросы парниковых газов.

Наибольший экономический интерес представляет Северо-Восточный проход, также известный как Северный морской путь. Он может связать крупнейшие порты стран Юго-Восточной Азии и Северной Европы, между которыми идет основной мировой грузопоток.

Маршрут транспортировки грузов с Дальнего Востока в Европу с использованием Северного морского пути (обозначен синим — более 14 тыс. км) и альтернативный путь, использующий Суэцкий канал (красным — более 23 тыс. км) - РИА Новости, 1920, 20.06.2022CC BY 4.0 / Collin Knopp-Schwyn and Turkish Flame / Маршрут транспортировки грузов с Дальнего Востока в Европу с использованием Северного морского пути (обозначен синим — более 14 тысяч километров) и альтернативный путь, использующий Суэцкий канал (красным — более 23 тысяч километров)

Севморпуть называют альтернативой перевозки грузов через Суэцкий канал. Но по факту в случае широкого использования он будет конкурировать с более длинным маршрутом — в обход Африки. Именно так доставляют значительную часть товаров, например, из Шанхая в Роттердам.

Нет льда — нет законов

Северный морской путь пролегает через исключительную экономическую зону России и используется фактически одной страной. Причина — не только мощнейший в мире ледокольный флот, но и международные законы, дающие арктическим прибрежным государствам право контролировать ленту шириной 200 морских миль от берега. Сейчас иностранное судно не может пройти по маршруту без согласования с Россией, без лоцманской проводки или ледокольного сопровождения.

Американские юристы хотят прямо увязать распространение российских законов на эту акваторию с тем, что там есть лед. Один из соавторов исследования, директор Центра океанического и прибрежного права Университета штата Мэн и юрист Чарльз Норчи, ссылается на статью 234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. В документе указано, что для защиты окружающей среды от загрязнения «прибрежные государства имеют право принимать и обеспечивать соблюдение <…> законов и правил», которые регулируют передвижение судов в районах, где «особо суровые климатические условия и наличие льдов, покрывающих такие районы в течение большей части года, создают препятствия либо повышенную опасность для судоходства».

Действие статьи распространяется на исключительную экономическую зону — районы шириной 200 морских миль от берега.

Северный Ледовитый океан - РИА Новости, 1920, 20.06.2022© РИА Новости / Павел ЛьвовПерейти в фотобанкСеверный Ледовитый океан

По мнению Норчи, Россия на протяжении десятилетий использовала эту статью в собственных экономических и геополитических интересах. Но если существенную часть времени в арктических регионах не будет ледового покрова, то страна уже не сможет распространять на эту территорию свои законы. Хотя попытается, считает американский юрист.

«Мало того, с таянием льдов судоходство выйдет из российских территориальных вод в международные. Россия не сумеет этому помешать», — добавляет Норчи.

Лед, да не тот

Однако с этой статьей Конвенции ООН по морскому праву не все так просто, как пытается представить правовед из США. Прежде всего, сейчас нет общепринятого разграничения арктических пространств — существует сразу несколько точек зрения на делимитацию и юридический режим самого северного региона планеты.

В 1970-х превалировала теория деления Арктики на пять секторов между Россией, США, Канадой, Норвегией и Данией. При этом суверенитет государств распространялся на земли и острова, расположенные в пределах сектора, вершина которого Северный полюс.

Но такой подход практически исключал возможность применения к значительной площади Северного Ледовитого океана положений части VII Конвенции ООН по морскому праву, которая гарантирует свободу судоходства, полетов, рыболовства и других видов деятельности в открытом море за пределами исключительных экономических зон и территориальных вод.

Деление Арктики согласно секторальному подходу на пять зон: российскую, американскую, канадскую, датскую и норвежскую - РИА Новости, 1920, 20.06.2022© Иллюстрация РИА Новости . CC BY-SA 3.0/TentotwoДеление Арктики согласно секторальному подходу на пять зон: российскую, американскую, канадскую, датскую и норвежскую

Выход, пусть далеко не идеальный, и предложили в статье 234, рассказывает РИА Новости эксперт по морскому праву, ассоциированный партнер АБ СПб «Инмарин» Владислав Беляков.

Документ не дает четкого определения, что считать «покрытыми льдом районами». «Но в мировой доктрине и практике достаточно широкое распространение получила точка зрения, что это — вся Арктика», — поясняет юрист.

По его словам, положение о покрытии льдом в статье нельзя рассматривать как необходимое условие появления или исчезновения особых прав у прибрежных государств. На самом деле, это лишь «средство географического определения района, в котором такие права действуют, то есть Арктики».

Как отмечает эксперт, альтернативное прочтение этой нормы, предложенное в новом американском исследовании, вступает в противоречие с объектом и целью Конвенции ООН по морскому праву. Все средства толкования указывают, что применять статью нужно вне какой-либо связи с изменением ледового покрова Арктики.

"Также следует помнить, что основное предназначение нормы состоит в сохранении хрупкой морской среды Северного Ледовитого океана, — подчеркивает Беляков. — Поэтому таяние арктических льдов не отменяет эту задачу, а делает ее еще более актуальной. Согласно научным исследованиям, этот процесс лишь увеличивает уязвимость Арктического региона".

Кстати, США не входят в число участников Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, но признают положения статьи 234 частью обычного международного права.

Минус одна Гренландия

Впрочем, вмешательство юристов может не понадобиться. Пока рано говорить о стабильном освобождении арктических регионов ото льда на период, который позволил бы организовать регулярную перевозку товаров.

При этом изменение климата действительно сильнее всего проявляется в высоких широтах. В Арктике теплеет примерно в два с половиной — три раза быстрее, чем в других регионах Земли. Директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Александр Макаров в выступлении на ПМЭФ-2022 назвал сокращение ледяного покрова морей Северного Ледовитого океана «драматическим».

Морской порт в Дудинке - РИА Новости, 1920, 20.06.2022© РИА Новости / Владимир АстапковичПерейти в фотобанкМорской порт в Дудинке

«В летний период льда стало примерно на 2,7 миллиона квадратных километров меньше — по площади это примерно Гренландия. В зимний период площадь сократилась на 700 тысяч квадратных километров. При этом изменилась и толщина ледяного покрова: средняя толщина морского льда в центральной части Северного Ледовитого океана уменьшилась почти в три раза», — рассказал ученый.

И тем не менее пока неизвестно, насколько устойчивой во времени окажется эта тенденция.

"Подобная ситуация была еще в 1930-х, — напоминает ведущий научный сотрудник кафедры метеорологии и климатологии географического факультета МГУ Михаил Локощенко. — Потепление привело к уменьшению льдов в Арктике, и многие подумали, что Северный морской путь отныне свободен. Однако следом наступило похолодание. В 40-50-х ледовитость арктических морей неожиданно возросла, и о Севморпути пришлось надолго забыть".

По его словам, точно предсказать ледовитость арктических морей в 2065 году не может никто.

«В последние десятилетия значительно сократилась площадь, занимаемая льдом в Арктике в августе — сентябре. Но это не значит, что каждый следующий сезон она меньше, чем в предыдущий. Несколько лет назад в сентябре была маленькой, в последующие годы снова возросла. А зимой арктический бассейн полностью покрыт льдом, и никакое потепление климата этого не изменит в обозримом будущем», — говорит Локощенко.

Глобальное потепление несет полярникам не только новые возможности, но и проблемы.

"Лед стал гораздо быстрее формироваться — буквально за несколько недель. В итоге количество опасных ледовых явлений на трассе Севморпути может только увеличиться", — отмечает Александр Макаров.

Ученые из США признают, что точность прогностических моделей для Арктики сегодня гораздо ниже, чем для более умеренных широт. Однако задумываться над правовым урегулированием потенциально возможных торговых путей нужно уже сейчас, чтобы не допустить кризиса в будущем, считает ведущий автор американского исследования Аманда Линч, профессор наук о Земле, окружающей среде и планетах из Университета Брауна. На подготовку Конвенции ООН по морскому праву, указывает она, ушло десять лет.

Источник

About Admin

Check Also

Люди нарушили важнейшие функции рек

© РИА Новости / Светлана Баева За последние 40 лет люди вызвали беспрецедентные изменения в …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.