Home / Новости науки / Как стать человеком? Кого и как на самом деле воспитал Макаренко

Как стать человеком? Кого и как на самом деле воспитал Макаренко

Чужой среди своихНе подавить, а воспитатьЗабыть и сжечьКритика первых лицСимвол счастьяДоверие «в долг»Без срока годностиАнтон Семенович Макаренко (1888-1939) — знаменитый советский педагог и писатель. Автор всемирно известных методик воспитания и перевоспитания подростков-правонарушителей, в том числе беспризорников. Его практику в свое время называли жестокой и критиковали, но это не помешало ЮНЕСКО включить его в список величайших педагогов минувшего столетия. Разобраться с мифами о воспитательной системе Макаренко и понять, что все-таки делает его методы до сих пор актуальными, РИА Новости помог член-корреспондент Российской академии образования Михаил Богуславский.Кадр из фильма Педагогическая поэмаКадр из фильма «Педагогическая поэма». Антон Макаренко — артист Владимир Емельянов (слева). Репродукция.© РИА НовостиПерейти в фотобанкЧужой среди своихВ конце 1980 годов ЮНЕСКО назвало четырех самых великих педагогов XX века — Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.Советский педагог был яркой и противоречивой фигурой. Его одновременно почитали и критиковали, как на родине, так и за рубежом. В советской педагогике его ценили за воспитание через коллектив и труд, тогда как у западных либералов такие принципы были не в почете и считались авторитарными и подавляющими личность.Не подавить, а воспитатьСуществует ошибочное мнение, что Макаренко воспитывал детей и подростков для коллектива. Это связано с тем, что его систему очень сильно фальсифицировали в 1940-1950-е годы. Тогда она приобрела явный «сталинский» характер, нивелировала личность и подчинила ее обществу. Однако истина заключалась совсем не в этом.Макаренко был выдающимся педагогическим новатором. В его деятельности впервые реализовалась «педагогика отношений», направление, которое до сих пор высоко ценят в мире образования. Именно он разработал систему взаимодействия и взаимоотношений внутри сообщества, где находился воспитанник. Каждый член коллектива, среди которых другие воспитанники, педагоги и коллектив в целом, участвовали в формировании личности «нового человека». Но никак не в ее подавлении.По городу марширует один из первых пионерских отрядов, к которому присоединились беспризорники

Взаимопомощь, уважение, труд и отношения внутри коллектива — вот, что было важно для Макаренко. Опираясь на эти основы, он сделал невозможное: воспитал честных и порядочных людей из тех, кто когда-то был связан с преступным миром.

Забыть и сжечьМакаренко руководил тремя детскими колониями-коммунами и работал с самыми обездоленными подростками. Среди его воспитанников были воры, несовершеннолетние убийцы, сироты и члены вооруженных бандитских группировок. Являясь их наставником, он открыто провозгласил и осуществил идею воспитания «нового человека».Все личные дела, которые поступали вместе с воспитанниками в колонию, тут же сжигались на их глазах вместе со старой одеждой. Макаренко не интересовало прошлое, он выдавал подросткам форму колониста и авансировал их шансом начать жизнь с чистого листа. И первым делом отправлял в баню. В колониях, где руководил Макаренко, не было ни охраны, ни заборов. Никто не убегал, а если даже кто-то и уходил, то все равно возвращался.Здание коммуны имени Ф. ДзержинскогоЗдание коммуны имени Ф. Дзержинского. Это детское воспитательное учреждение в системе учреждений ГПУ для борьбы с детской беспризорностью, созданное на добровольные отчисления от зарплаты чекистов Украины. В коммуне работал школьный комбинат, где дети работали и школа десятилетка. Возглавлял коммуну Антон Макаренко. Украинская ССР.© РИА НовостиПерейти в фотобанкСотрудники колонии для беспризорных стригут будущих воспитанниковСотрудники колонии для беспризорных стригут будущих воспитанников.© РИА НовостиПерейти в фотобанкПисатель Максим Горький (сидит) и педагог, руководитель колонии Антон Макаренко в детском воспитательном учреждении для беспризорных детей имени ГорькогоПисатель Максим Горький (сидит) и педагог, руководитель колонии Антон Макаренко в детском воспитательном учреждении для беспризорных детей имени Горького. Украина. 1928 год. Украинская ССР.© РИА НовостиПерейти в фотобанк1. Здание коммуны имени Ф. Дзержинского. Это детское воспитательное учреждение в системе учреждений ГПУ для борьбы с детской беспризорностью, созданное на добровольные отчисления от зарплаты чекистов Украины. В коммуне работал школьный комбинат, где дети работали и школа десятилетка. Возглавлял коммуну Антон Макаренко. Украинская ССР.© РИА НовостиПерейти в фотобанк 2. Сотрудники колонии для беспризорных стригут будущих воспитанников.© РИА НовостиПерейти в фотобанк 3. Писатель Максим Горький (сидит) и педагог, руководитель колонии Антон Макаренко в детском воспитательном учреждении для беспризорных детей имени Горького. Украина. 1928 год. Украинская ССР.© РИА НовостиПерейти в фотобанкИзвестно, что среди тех питомцев, кто прошел через его систему перевоспитания, не было ни одного рецидива. Ни одного нового преступления или проступка. Специалисты следили за всеми колонистами Макаренко в долгосрочной перспективе их судьбы, и все они состоялись как личности и патриоты. Многие из них доблестно прошли Великую Отечественную войну.Критика первых лицВ 1928 году педагога обвинили в применении телесных наказаний, что было несовместимо с новой советской педагогикой. С заявлением о наличии у Макаренко в колонии имени М.Горького «целой системы наказаний» на VIII съезде комсомола выступила заместитель наркома просвещения Надежда Крупская. Она назвала его систему перевоспитания «рабской и крепостнической». Выступление вдовы Ленина напечатали в газете «Правда», и после этого колонию посетили с проверками полтора десятка комиссий. Физические наказания подтвердились.Но кого и за что там били? Самым страшным проступком в обществе уголовников, даже среди детей и подростков, была кража у своих. Разговоров в таких случаях не заводили, поэтому тех, кто воровал у товарищей, били.Кадр из фильма Педагогическая поэма. РепродукцияКадр из фильма Педагогическая поэма. Макаренко - актер Владимир Емельянов - и беспризорники. Репродукция1 / 2Кадр из фильма «Педагогическая поэма». Репродукция.© РИА НовостиПерейти в фотобанк2 / 2Кадр из фильма «Педагогическая поэма». Макаренко — актер Владимир Емельянов — и беспризорники. Репродукция.© РИА НовостиПерейти в фотобанкСам Макаренко в своей «Педагогической поэме» описывает и другой случай. На его предложение пойти нарубить дров для кухни колонист Задоров ответил: «Иди сам наруби, много вас тут!». По сюжету Макаренко «размахнулся и ударил Задорова по щеке». Для него это стало потрясением, и именно этот случай помог заработать педагогу уважение у остальных. Однако это не являлось основой разработанного им метода.Символ счастьяАнтон Семенович столкнулся не только с критикой первых лиц страны, но и с радикальным противостоянием педологов, считавших трудных детей врожденно дефективными, аморальными и умственно отсталыми. Макаренко отрицал идеологию педологов и считал своих воспитанников обычными детьми. С тем лишь отличием, что им не повезло вырасти в нормальных жизненных условиях. К слову, и не все они являлись преступниками. Среди них были и просто сироты, оставшиеся на улице и не видавшие семейной любви, заботы и здоровых отношений.В своей итоговой книге «Флаги на башне» Макаренко посвятил этим «ученым-педологам» целую главу и назвал ее «Козлы». Красные знамена на башнях ворот коммуны имени Дзержинского стали символом этого произведения. На его страницах автор изобразил прекрасную жизнь коллектива и буквально триумф трудового воспитания в преодолении недостатков колонистов.Книга А. Макаренко Флаги на башняхЛ.: Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство, 1952 г.© Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство, 1952 г.Плакат к художественному фильму Флаги на башняхПлакат к художественному фильму «Флаги на башнях».© Киевская киностудия им. А. П. Довженко 1. Л.: Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство, 1952 г.© Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство, 1952 г. 2. Плакат к художественному фильму «Флаги на башнях».© Киевская киностудия им. А. П. Довженко Доверие «в долг»Макаренко писал, что существовавшие до него воспитательные технологии — это кустарное производство. И из всех кустарных производств они — «самые убогие». Но именно благодаря советскому педагогу воспитание из некоего мифологического действия превратилось в науку. Он разработал более десятка продуктивных воспитательных методик.Одна из них, метод «взрыва», способна глубоко изменить человека в самые короткие сроки. Семен Калабалин, самый известный воспитанник и последователь Макаренко, навсегда запомнил, как педагог дал ему, бывшему уголовнику, осужденному за вооруженный грабеж, поручение привезти в колонию 2 миллиона рублей — по тем временам баснословную сумму. Более того, ему вручили револьвер, чтобы он мог провезти эти деньги мимо разбойничьих засад. Он не смог не оправдать такого доверия и вернулся в колонию совсем другим — настоящим человеком.Педагог и писатель Антон Семенович Макаренко (третий слева) с педагогами коммуны имени Ф. ДзержинскогоДети из колонии имени Максима Горького перед походом в ХарьковПервые воспитанники коммуны имени Ф.Э. Дзержинского в ХарьковеКолонисты отправляются на полевые работыКоммунар работает за фрезерным станком1 / 5Педагог и писатель Антон Семенович Макаренко (третий слева) с педагогами коммуны имени Ф. Дзержинского.© РИА НовостиПерейти в фотобанк2 / 5Дети из колонии имени Максима Горького перед походом в Харьков.© РИА НовостиПерейти в фотобанк3 / 5Первые воспитанники коммуны имени Ф.Э. Дзержинского в Харькове. Репродукция фотографии.© РИА НовостиПерейти в фотобанк4 / 5Колонисты отправляются на полевые работы. Колония — детское воспитательное учреждение, где одним из основных принципов воспитания в коммуне было соединение обучения с производительным трудом.© РИА НовостиПерейти в фотобанк5 / 5Коммунар работает за фрезерным станком. Коммуна им. Дзержинского учебно-воспитательное учреждение, воспитанники которого не только учились, но и работали на построенных ими заводах электроинструментов и фотоаппаратов. Украинская ССР.© РИА НовостиПерейти в фотобанкБез срока годностиМакаренко признали самым великим советским педагогом в 1940 году, уже после его смерти 1 апреля в 1939 года. В советских колониях для несовершеннолетних правонарушителей всегда обращались к его методам. И даже после распада СССР и идеологии, в которой родилась педагогика Макаренко, эти перевоспитательные технологии были востребованы. Разные грани его многомерной социально-педагогической системы до сих пор остаются актуальными.В педагогических университетах ему посвящают лекции, а его знаменитые советы родителям перечитывают уже несколько поколений: «Если вы желаете родить гражданина и обойтись без родительской любви, то будьте добры, предупредите общество о том, что вы желаете сделать такую гадость. Люди, воспитанные без родительской любви, часто искалеченные люди».______________________________________________________Михаил Богуславский — председатель научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО.09:00 20.04.2022 

Источник

About Admin

Check Also

Раскрыт лучший способ охлаждения компьютера

© Depositphotos / IgorVetushko Новый способ отвода тепла от печатных плат может резко увеличить эффективность …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.